Школа раннего развития детей
Автономная некоммерческая организация
дополнительного образования детей «Радость детства»
Принято на заседании «Утверждаю»
Педагогического совета Директор АНО «Радость детства»
Протокол №____ ________________Николаева А.К.
от ______________2015 г. ________________2015 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Школа раннего развития»
Срок реализации – 2 года
Москва – 2016
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Цель программы
- Условия реализации программы
- Планируемые результаты обучения
- Структура и содержание программы
- Учебный план по годам обучения
- Календарный учебный график
- Содержание программы по годам обучения
- Организационно-педагогические условия реализации программы
- Материально-техническое условия
- Список литературы
- Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа раннего развития» (далее – программа) относится к социально-педагогической направленности и предназначена для социально-коммуникативного и познавательно-речевого развития детей третьего года жизни. Работа с детьми по данной программе обеспечивает также их общее психическое развитие, необходимую социальную адаптацию, формирование предпосылок к будущей учебной деятельности.
Данная программа разработана в соответствии с
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Цель программы: расширить представления детей об окружающем мире.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
- Укрепление и сохранение здоровья детей
- Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
- Формирование элементов наглядно – действенного мышления, развитие восприятия, внимания, памяти
- Расширение опыта ориентировки в окружающем, обогащение детей разнообразными сенсорными впечатлениями
- Развитие речи детей, расширение словарного запаса, совершенствование грамматической структуры речи
- Формирование предпосылок сюжетно – ролевой игры, обучение игре рядом и со сверстниками
- Формирование у детей опыта поведения в среде сверстников, воспитание чувств симпатии и любви к родителям
- Развитие художественного восприятия детей.
- Условия реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Для обучения принимаются дети в возрасте от 1 до 3 лет.
Обучающиеся занимаются в группе численностью 5-6 человек, 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность академического часа – 20 мин.
Обучение по программе строится на принципе успешности: создание ситуации успеха для каждого ребенка на каждом занятии, обучение в атмосфере радости, творчества.
Еще один принцип – без оценочное обучение. Используются словесные методы поддержки ребенка педагогом, невербальные виды похвалы, детской поддержки, помощи со стороны взрослого, иные педагогические приемы и средства.
Реализация программы не предусматривает проведения текущей и промежуточной аттестации.
В ходе освоения программы происходит
- формирование фонетико-фонематической базы
- развитие фразовой и связной речи, речевой моторики
- сенсорное развитие
- активизация развития высших психических функций, познавательной деятельности;
- формирование процесса социальной адаптации у детей
- учит играть с игрушками и сверстниками
- Планируемые результаты (интегративные качества) освоения программы:
1 год обучения
- Различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, овощи, транспорт ближайшего окружения
- Свободно ориентироваться в ближайшем окружении, узнавать свой дом, детский сад
- Знать имена членов своей семьи
Различать и называть части тела животного
- Говорить внятно, не торопясь
- Иметь активный словарный запас (не менее 1000 – 1200 слов)
- Отвечать на вопросы педагога, рассказывать в 2-4 предложениях о нарисованном на картинке, об увиденном на прогулке
- Сопровождать речью игровые и бытовые действия
- Пользоваться речью как средством общения.
2 год обучения
- Различать, показывать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, овощи, транспорт ближайшего окружения
- Свободно ориентировать в ближайшем окружении, узнавать свой дом, детский сад
- Знать имена членов своей семьи
- Говорить внятно, не торопясь
- Сопровождать речью игровые и бытовые действия
- Пользоваться речью как средством общения.
- Структура и содержание программы
2.1. Учебный план
Образовательные области | Вид деятельности | Недельная образовательная нагрузка, ч. |
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская
развитие познавательно-исследовательской деятельности; ознакомление с предметным окружением; ознакомление с социальным миром; ознакомление с миром природы |
2 |
Речевое развитие | Речевая
Развитие речи |
|
Физическое развитие | Двигательная
Физическая культура |
|
Социально-коммуникативное развитие | Игровая, коммуникативная, самообслуживание, элементарный бытовой труд
социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и обществе; самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание; формирование основ безопасности |
2.2. Календарный учебный график
1 группа | 2 группа | |
Продолжительность учебного года | с 1.09.2016 по 29.05.2017 | |
Продолжительность образовательного процесса | 35 недель | 41 неделя |
Режим занятий | 2 дня в неделю | |
Общее астрономическое время НОД в неделю | 40 мин | |
Каникулярное время | Последняя неделя декабря
Летний период |
2.3. Содержание программы
1 год обучения
№
занятия |
Тема занятия | Содержание программного материала |
1. | «В гостях у деток!» | Упражнять в ходьбе в прямом направлении; упражнять в ползании, развивать чувство равновесия; воспитывать положительные эмоции |
2. | ||
3. | ||
4. | «Наши ножки ходят по дорожке» | Упражнять в ходьбе по ограниченной плоскости; познакомить с бросанием мяча, упражнять в ползании и подлезании, развивать внимание и умение реагировать на слово |
5. | ||
6. | ||
7. | «Серенькая кошечка!» | Упражнять в ходьбе в прямом направлении; в ползании и перелезании бревна, повторить бросание, развивать умение ориентироваться в пространстве, воспитывать ловкость |
8. | ||
9. | ||
10. | «Вышла курочка гулять!» | Упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности; повторить ползание и подлезание под палку, упражнять в бросании мяча, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать коммуникативный навык |
11. | ||
12. | ||
13. | «Зайка серенький сидит!» | Познакомить с броском мешочка вдаль правой рукой (левой, упражнять в ходьбе по гимнастической доске, развивать чувство равновесия, развивать умение ориентироваться в пространстве, воспитывать двигательную активность |
14. | ||
15. | «Пушистые котята!» | Упражнять в ходьбе по ребристой доске, повторить в умении взойти на ящик и сойти с него, познакомить с броском из-за головы двумя руками, развивать внимание и ориентировку в пространстве, воспитывать ловкость |
16. | «Мы – Петрушки!» | Повторить ходьбу по доске, упражнять в ползании под палку, побуждать бросать одной рукой, воспитывать самостоятельность |
17. | «Мишка по лесу гулял!» | Упражнять в ходьбе с высоким подниманием ног, познакомить с катанием мяча, повторить ползание и перелезание через скамейку, развивать внимание и ориентировку в пространстве, воспитывать двигательную активность |
18. | «Мы милашки, куклы-неваляшки!» | Упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке, повторить ползание и пролезание в обруч, упражнять в бросании одной рукой, развивать внимание и чувство равновесия |
19. | «Белочка на веточках!» | Упражнять в ходьбе по наклонной доске, повторить ползание и перелезание бревна, бросать мяч двумя руками, воспитывать смелость и самостоятельность |
20. | «По ровненькой дорожке шагают наши ножки!» | Повторить ползание и подлезание под скамейку, закреплять умение бросать мяч двумя руками, воспитывать самостоятельность, развивать умение ориентироваться в пространстве |
21. | «Мой веселый звонкий мяч!» | Повторить ползание и пролезание в обруч, познакомить с броском мяча через ленту, упражнять в ходьбе по наклонной доске, развивать умение действовать по сигналу |
22. | «В гости к бабушке!» | Упражнять в катании мяча, ходьбе по ребристой доске, повторить ползание и перелезание через бревно, воспитывать смелость и самостоятельность |
23. | «Сорока, сорока, где была? Далеко!» | Упражнять в бросании в горизонтальную цель, учить ходить, меняя направление, упражнять в ползании, развивать глазомер и ориентировку в пространстве |
24. | «Мишка косолапый!» | Ходить, высоко поднимая ноги, упражнять в ползании по гимнастической скамейке, повторить бросание мешочка с песком одной рукой, развивать равновесие и глазомер |
25. | «К нам пришла собачка!» | Повторить ходьбу по ребристой доске, упражнять в бросании мячей через ленту, повторить ползание, развивать равновесие и глазомер |
26. | «Широкая дорожка» | учить детей производить элементарные действия со строительным материалом, развивать желание общаться, побуждать обыгрывать постройки |
27. | «Узкая желтая дорожка» | Учить детей производить элементарные действия со строительным материалом, способствовать формированию положительных эмоций, развивать желание общаться |
28. | «Разноцветная дорожка» | Учить детей производить элементарные действия с кирпичиками, называя цвета кирпичиков, развивать желание общаться |
29. | «Стульчик для Кати» | Познакомить детей с кубиком, побуждать детей совершать элементарные действия с одинаковыми деталями, развивать желание общаться, побуждать обыгрывать постройки |
30. | «Домик для петушка» | Привлечь внимание детей к строительному материалу, к его конструктивным возможностям |
31. | «Домик для собачки» | Продолжать знакомить с конструктивными возможностями строительного материала, помочь детям удерживать внимание на постройках и способствовать речевому выражению эмоций |
32. | «Домик для зайчика» | Познакомить детей с постройками для разных животных, побуждать детей помогать воспитателю во время постройки, принимать активное участие во время обыгрывания |
33. | «Башня из двух кубиков синего цвета» | Продолжать знакомить детей со строительным материалом – кубик, побуждать детей называть синий цвет и действовать по сигналу педагога |
34. | «Башня из трех кубиков желтого цвета» | Совершенствовать навык детей в постройке башни из трех кубиков, побуждать детей называть желтый цвет, упражнять в назывании постройки, подробно объяснить прием конструирования |
35. | «Башня из четырех кирпичиков зеленого цвета» | Познакомить детей с новой строительной деталью – кирпичик, способствовать узнаванию и называнию зеленого цвета, рассмотреть образец постройки |
36. | «Башня из четырех кирпичиков красного цвета» | Закрепить у детей навык постройки башенки из кирпичиков без рассматривания образца, побуждать узнавать и называть красный цвет |
37. | «Стол и стул из кубиков и кирпичиков желтого цвета» | Упражнять детей в одновременном действии с деталями двух видов – кубиками и кирпичиками, узнавать и называть эти детали, используя прием накладывания и прикладывания деталей |
38. | «Стол зеленого цвета и два стула желтого цвета» | Побуждать детей выполнять постройки в одновременном действии с деталями двух видов и двух цветов, объединять постройки по смыслу сюжета |
39. | «Стол и кресло синего цвета» | Побуждать детей активно участвовать в постройках, узнавать и называть строительные детали, цвет, отбирать для постройки только необходимые |
40. | «Стол и стул разных цветов» | Побуждать детей различать постройки по цвету, расширять навык различных построек из кирпичиков и кубиков |
41. | «Дорожка разноцветная» | Побуждать детей совершать элементарные действия с кирпичиками (приставлять кирпичики друг к другу узкой короткой гранью) |
42. | «Узкая желтая дорожка» | Побуждать детей выполнять постройку, узнавать и называть желтый цвет, принимать активное участие в обыгрывании постройки |
43. | «Дорожка и мячик одного цвета» | Закрепить навык разных построек из кирпичиков, узнавание и называние основных цветов – желтый, красный, синий, зеленый |
44. | «Заборчик» | Побуждать детей устанавливать кирпичики на длинную грань, плотно приставляя друг к другу, используя образец воспитателя |
45. | «Заборчик (узкая грань)» | Совершенствовать навык детей в выкладывании кирпичиков на узкую грань, используя приемы конструирования, закрепить цвет |
46. | «Заборчик из кубиков и кирпичиков» | Совершенствовать навык детей в постройках заборчика, чередуя строительные детали на плоскости по прямой |
47. | «Синий кубик + красный кирпичик. Заборчик» | Закрепить навык строительства разного по величине и цвету заборчика, использовать постройки по смыслу сюжета |
48. | «Маленькая машина» | Познакомить детей с приемом накладывания деталей друг на друга и с новой строительной деталью — пластиной |
49. | «Автобус» | Продолжать знакомить детей с приемом накладывания одной формы на другую, закреплять узнавание и называние цветов |
50. | «Автобус и грузовик по образцу» | Побуждать детей выполнять постройки по словесному объяснению воспитателя, рассматривая только образец |
51. | «Поезд» | Закрепить навыки детей в постройках транспортных средств, используя кирпичики, кубики и пластины, формировать понятие величины и цвета |
52. | «Скамеечка для матрешки» | Познакомить детей с новым действием со строительными деталями – простейшими перекрытиями, формировать аккуратность в процессе работы по образцу |
53. | «Большая и маленькая скамеечки» | Побуждать детей к обследованию деталей и экспериментированию с ними и игрушками, закреплять величину |
54. | «Ворота и заборчик» | Формировать навык постройки по образцу воспитателя без объяснения приема конструирования для развития логического мышления, развивать умение сосредоточенно рассматривать образец, слушать и понимать взрослого |
55. | «Разноцветные постройки» | Закрепить навык постройки из кирпичиков, пластин разных по величине и цвету, формировать умение общаться и помогать в процессе обыгрывания построек, способствовать усвоению слов-названий для обозначения строительных деталей (кирпичик, кубик) |
56. | «Домик с крышей» | Познакомить детей с новой строительной деталью – призмой (крыша, продолжать совершенствовать навык приема прикладывания и накладывания |
57. | «Домик с крышей» | Продолжать знакомить детей с новой строительной деталью – призмой (крышей, способствовать пониманию выражения «поставить крышу сверху», побуждать различать строительные детали по форме, величине, цвету, названию |
58. | «Домик по образцу без показа» | Формировать умение выполнять постройки по образцу без показа основных приемов конструирования, содействовать развитию потребности в общении со взрослыми и сверстниками |
59. | «Домик с окошком» | Закрепить навыки, полученные детьми в течение года, побуждать детей завершать начатые постройки, формировать умение добиваться определенных результатов, способствовать к дружеским взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками |
60. | «Построй что хочешь» | Совершенствовать полученные навыки по работе со строительными деталями |
61. | «Где спрятался Чебурашка?» | Развивать внимание, учить детей употреблять разговорную речь, определять местоположение предмета |
62. | «Кто как кричит?» | Развивать слуховое внимание, речевую активность, воспитывать положительный интерес к занятиям, формировать умение воспроизводить звукоподражание |
63. | «Чудесный мешочек» | «Учить детей узнавать игрушки, правильно называть их, четко произносить названия, подбирать характерные действия» |
64. | «Поиграем с матрешками» | Учить детей создавать множества из однородных предметов и определять их количество словом «много», выделять во множестве каждый предмет в отдельности, активизировать в речи и уточнить понятия «много», «один», «ни одного». |
65. | «Отгадай, кто позвал?» | Развивать у детей слуховое восприятие, совершенствовать навык звукоподражания, воспитывать внимательность. |
66. | «Кто в домике живет?» | Формировать речевой слух, развитие собственной активной речи, совершенствовать силы голоса и воспитывать положительный интерес к занятиям |
67. | «Собери пирамидку» | Побуждать детей к результативным действиям, совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем, воспитывать положительное отношение к занятиям |
68. | «Найди по звуку» | Формировать слуховое восприятие, развивать ориентировку в пространстве, отрабатывать правильное произношение звуков «пи-пи», воспитывать положительный интерес к занятиям |
69. | «Кто как разговаривает» | Формировать слуховое восприятие, развивать голосовой аппарат, понимание окружающей речи, способность подражания звукосочетаниям и простым словам |
70. | Повторение. |
2 год обучения
№
занятия |
Тема занятия | Содержание программного материала |
1. | Тематический цикл «Игрушки»
Игра «Здравствуйте, игрушки» Игра «Раздадим игрушки |
Учить детей внимательно рассматривать игрушки в игровом уголке, вслушиваться в речь воспитателя; обогащать словарный запас; развивать элементарные навыки фразовой речи; побуждать к высказываниям. Способствовать усвоению существительного с обобщающим значением игрушки и сенсорному воспитанию |
2. | Игра «Играем с куклой»
Игра «Кубики» |
Развивать умение понимать речь педагога, навык связной речи. Способствовать созданию фонетико-фонематической базы. Учить внимательно рассматривать предмет.
Развивать навыки фразовой речи. Учить детей внимательно слушать воспитателя и следить за его действиями; повторять несложные фразы; устанавливать причинно-следственные связи |
3. | Игра «Корзина с игрушками»
Речевая подвижная игра «Мы с игрушками играем Чтение без наглядного сопровождения |
Развивать умение понимать речь воспитателя, навыки фразовой речи. Учить детей выполнять рифмованные инструкции |
4. | Игра «Корзина с игрушками»
Игра «Найди картинку» |
Развивать умение понимать речь воспитателя, навык фразовой речи. Учить детей отвечать на вопросы педагога, выполнять двухступенчатые рифмованные инструкции. Способствовать усвоению существительного с обобщающим значением — игрушки. |
5. | Игра «Пирамидка»
Игра «Корзина с игрушками» Речевая подвижная игра «Мы с игрушками играем. Чтение без наглядного сопровождения |
Развивать навыки фразовой речи. Активизировать слуховое восприятие. Вызывать речевую инициативу у детей. Учить разбирать и собирать пирамиду из 5—6 колец. Способствовать сенсорному воспитанию
Учить детей слушать задания воспитателя и выполнять их. Развивать навык фразовой речи; пространственное восприятие |
6. | Игра «Встали дети в круг» Чтение без наглядного сопровождения
Игра «Что делает кукла?» |
Развивать навыки фразовой речи. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, вслушиваться в его инструкции и правильно выполнять действия. Способствовать сенсорному воспитанию.
Развивать навыки фразовой речи. Формировать фонетико-фонематическую базу. |
7. | Игра «Мы на стульчиках сидим»
Речевая подвижная игра «Мы флажками машем» |
Развивать навыки связной речи, фонетико-фонематическую базу (учить различать слова, близкие по звучанию). Учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Вызывать речевую инициативу у детей. Способствовать усвоению обобщающего понятия игрушки. Развивать пространственное восприятие |
8. | Игра «Матрешка»
Игра «Дети играют» Чтение с наглядным сопровождением |
Учить детей вслушиваться в речь воспитателя. Формировать фонетико-фонематическую базу. Вызывать речевую инициативу у детей. Учить внимательно рассматривать предметы. Способствовать сенсорному воспитанию.
Развивать навык связной речи. Учить правильно употреблять существительные в творительном падеже. Закрепить обобщающее понятие игрушки |
9. | Тематический цикл «Овощи»
Игра «Огород» Речевая подвижная игра «Собираем овощи» Игра «Сварим щи» |
Развивать навык фразовой речи. Учить отвечать на вопросы полным предложением, опираясь на образцы воспитателя. Способствовать усвоению обобщающего понятия овощи. Учить детей повторять и запоминать рифмованный текст с опорой на картинки. |
10. | Речевая подвижная игра «Помидор» | Развивать навыки фразовой речи в процессе выполнения действий с предметом. Обогащать словарь детей глаголами. Способствовать сенсорному воспитанию |
11. | Игра «Спрячем овощи»
Игра «Найдем овощи» Чтение с наглядным сопровождением |
Учить детей вслушиваться в речь воспитателя и правильно выполнять его инструкции; отвечать на вопросы полным предложением; правильно употреблять предлоги в, под, на. Развивать навык фразовой речи. Формировать фонетико-фонематическую базу. Вызывать речевую активность детей |
12. | Тематический цикл «Фрукты»
Игра «Фрукты» Игра «Где растут фрукты?» Речевая подвижная игра «Мы идем в сад» |
Развивать навык фразовой речи. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным предложением; вслушиваться в рифмованную речь педагога, запоминать текст и повторять его. Формировать фонетико-фонематическую базу. Способствовать усвоению обобщающего понятия фрукты. |
13. | Речевая подвижная игра «Яблоко» | Развивать навыки фразовой речи. Обогащать словарь детей глаголами. Способствовать сенсорному воспитанию |
14. | Игра «Подбери картинку» Игра «Подарим фрукты» | Активизировать речевую деятельность детей. Учить выполнять двухступенчатые рифмованные инструкции педагога. Формировать фонетико-фонематическую базу |
15. | Игра «Осень пришла» Речевая подвижная игра «Шагаем по листьям» Игра «Большой — маленький | Развивать навыки связной и фразовой речи. Обогащать активный словарный запас детей. Способствовать усвоению обобщающего понятия осень. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя; координировать речь с движениями. Побуждать детей к хоровым высказываниям. Обращать внимание детей на сезонные изменения в природе. Способствовать сенсорному воспитанию. |
16. | Игра «Сделаем коврики» | Развивать навык фразовой речи. Способствовать сенсорному воспитанию. Учить детей комментировать свои действия |
17. | Игра «Сколько листочков?» Речевая подвижная игра «Листопад» Чтение без наглядного сопровождения | Развивать навыки фразовой речи. Усвоение и дифференциация понятий один, два, много, ни одного. Побуждать детей к высказыванию. Способствовать сенсорному воспитанию. Учить координировать речь с движениями. |
18. | Тематический цикл «Домашние животные»
Игра «Песенки животных» Игра «Лошадка-качалка» |
Развивать навык фразовой речи. Обогащать активный словарь детей. Способствовать усвоению обобщающего понятия домашние животные. Учить отличать животных друг от друга по внешним признакам, имитировать их звукоподражания. Воспитывать гуманное отношения к животным. |
19. | Игра «Играем с животными» | Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя; сопровождать игры речью. Обогащать активный словарный запас по теме. |
20. | Игра «Собачки испугались» Чтение без наглядного сопровождения. | Развивать навыки связной речи. Учить детей вслушиваться в связный рассказ и улавливать сюжет. Способствовать усвоению понятий один, много, ни одной. Способствовать сенсорному воспитанию |
21. | Игра «На игрушку посмотри и картинку подбери» Игра «Положи рядом» | Учить детей вслушиваться в речь воспитателя и точно выполнять его словесные инструкции. Ввести в пассивный словарь конструкции с предлогом с |
22. | Игра «Играем с животными» | Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя; сопровождать игру речью; внимательно рассматривать предметы и отмечать их детали. Обогащать активный словарный запас детей |
23. | Игра «Куда прыгнула собачка?»
Игра «Поставь возле» Чтение без наглядного сопровождения |
Развивать навык фразовой речи. Учить детей правильно употреблять предлоги в, возле; выполнять словесные инструкции и рассказывать о проделанной работе. |
24. | Тематический цикл «Домашние животные и их детеныши» Игра «На картинки мы глядим» Игра «Кто где?» | Обогащать активный словарный запас по теме. Учить строить предложения с предлогом с. Закрепить множественное число слов, обозначающих названия детенышей |
25. | Игра «Кто с кем живет?» Игра «Большой — маленький» Игра «Чей детеныш?» | Развивать навыки фразовой речи. Учить строить предложения с предлогом с. Обогащать словарь детей антонимами. Побуждать детей к активному высказыванию. Способствовать сенсорному воспитанию. |
26. | Игра «Играем с котенком» Речевая подвижная игра «Мы котята» Чтение без наглядного сопровождения | Развивать навыки фразовой речи. Учить правильно употреблять предлог в; вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и запоминать текст; координировать речь с движениями. Развивать фонематическое восприятие. |
27. | Тематический цикл «Дикие животные» Игра «Кто живет в лесу?» Игра «Что делают звери?» | Обогащать активный словарный запас детей. Учить внимательно слушать рифмованную речь и запоминать короткий текст; сопровождать игру речью. Формировать фонетико-фонематическую базу. Учить детей отличать животных друг от друга по внешним признакам. |
28. | Игра «Зайка» | Развивать речь детей в процессе действий с предметом. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь; сопровождать игры речью |
29. | Игра «Куда прыгнула белочка?» Чтение без наглядного сопровождения | Развивать навыки фразовой речи. Учить детей правильно употреблять предлог на; сопровождать игру речью |
30. | Тематический цикл «Дикие животные» Игра «Кто прибежал из леса?» Игра «Поставь возле» | Учить строить предложения с предлогами из, возле. Закрепить знания детей по теме. Формировать фонетико-фонематическую базу. Учить детей внимательно слушать и выполнять словесные инструкции воспитателя |
31. | Игра «Играем с мишкой» Игра «Мишка» | Развивать речь детей в процессе речевой подвижной игры. Обогащать словарь детей глаголами. Развивать слуховое, фонематическое восприятие. Учить сопровождать игру речью; координировать речь с движениями; запоминать короткий рифмованный текст. |
32. | Игра «Белочка с орешками» Игра «Куда прыгнула белочка?» Чтение без наглядного сопровождения | Развивать навыки фразовой речи. Обогащать словарный запас детей по теме. Учить играть в сюжетные игры. Воспитывать гуманное отношение к животным |
33. | Тематический цикл «Дикие животные и их детеныши»
Игра «На картинки мы глядим» Игра «Кто где?» |
Обогащать активный словарь детей по теме. Учить детей строить предложения с предлогом с. Учить отличать детенышей от взрослых животных. |
34. | Игра «Кто с кем живет?» Игра «Один — много — ни одного» Игра «Большой — маленький» | Развивать навыки фразовой речи. Учить строить предложения с предлогом с. Побуждать детей к активным высказываниям. Обогащать словарный запас детей антонимами. Учить различать количество предметов, способствовать усвоению понятий один, много, ни одного. Способствовать сенсорному воспитанию |
35. | Игра «На детенышей глядим» Игра «Кого чем угостим?» Чтение без наглядного сопровождения | Развивать навыки фразовой речи. Закреплять названия детенышей диких животных. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и запоминать короткий текст. Воспитывать гуманное отношение к животным. |
36. | Тематический цикл «Дикие животные жарких стран» Игра «На игрушку посмотри и картинку подбери» Игра «Чьи ножки бегут по дорожке?» | Обогащать активный словарный запас детей. Учить детей выполнять словесные инструкции воспитателя; отвечать на вопросы. Способствовать сенсорному воспитанию. Развивать внимание. |
37. | Игра «Про слона расскажи» Игра «Играем с жирафом» | Развивать навыки связной речи; пространственное восприятие. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя; повторять рассказ совместно с педагогом; сопровождать игру речью. Обогащать словарь детей глаголами |
38. | Игра «Кому что подарю?» Чтение без наглядного сопровождения | Развивать навыки фразовой речи. Закреплять названия экзотических животных |
39. | Тематический цикл «Зима» Игра «В гости к нам зима пришла» Игра «Найди картинку». | Обогащать активный словарный запас детей. Учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и частично повторять текст; выполнять словесные рифмованные инструкции педагога, отвечать на вопросы. Способствовать усвоению обобщающего понятия зима. Знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Развивать внимание. |
40. | Игра «Какие снежки?» Игра «Сколько снежков?» | Закреплять знания детей по теме. Обогащать словарный запас прилагательными, антонимами. Учить различать количество предметов, способствовать усвоению понятий один, два, много, ни одного. Способствовать сенсорному воспитанию. |
41. | Игра «Наступила зима» Чтение без наглядного сопровождения | Развивать навыки связной речи. Закреплять знания детей по теме. Учить внимательно рассматривать сюжетную картину и рассказывать об изображенном на ней. Вызывать речевую активность детей. |
42. | Тематический цикл «Зимние забавы» Игра «На чем катаются дети?» Игра «Что слепил Дед Мороз?» | Развивать у детей навыки фразовой речи. Учить правильно употреблять предлог на; строить предложения, опираясь на картинку и вопрос воспитателя. Ввести в пассивный, а по возможности и в активный словарь детей предлог из |
43. | Игра «Снегурочка со снежками» Игра «Сколько снежков?» | Развивать навыки фразовой речи. Помогать детям правильно употреблять существительные в дательном падеже. Учить играть в сюжетные игры и сопровождать их речью. |
44. | Игра «Нарядим елочку» Чтение без наглядного сопровождения | Развивать навыки фразовой речи. Обогащать активный словарь детей. Учить вслушиваться в рифмованную речь педагога и частично повторять текст |
45. | Тематический цикл «Посуда» Игра «Мы посуду называем» Игра «Соберем посуду» | Развивать навыки фразовой речи. Обогащать активный словарный запас детей. Способствовать усвоению обобщающего понятия посуда. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь педагога и повторять текст; выполнять двухступенчатые инструкции педагога |
46. | Игра «Сколько ложек?» Речевая подвижная игра «Я иду, иду, иду» | Развивать навыки фразовой речи. Закреплять словарь по теме. Учить различать количество предметов, способствовать усвоению понятий один, два, много, ни одного. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и запоминать короткий текст; координировать речь с движениями. |
47. | Игра «Чаепитие для кукол» Чтение без наглядного сопровождения | Учить детей играть в сюжетные игры. Закреплять словарь по теме. Побуждать детей к повторению речевого материала. Развивать фонематическое восприятие. Развивать внимание. |
48. | Тематический цикл «Одежда» Игра «Покажи одежду» Игра «У кого что?» | Развивать навыки фразовой речи. Обогащать активный словарный запас детей. Способствовать усвоению обобщающего понятия одежда. Учить детей вслушиваться в рифмованные инструкции воспитателя и выполнять их; отвечать на вопросы педагога; правильно употреблять предлог в. Развивать внимание. |
49. | Игра «Играем с куклой» | Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Обогащать словарь детей существительными в уменьшительно-ласкательной форме. Учить сопровождать игру речью |
50. | Игра «Куда кладу вещи?» Чтение без наглядного сопровождения | Учить детей внимательно следить за действиями воспитателя и отвечать на вопросы; правильно употреблять предлог на. Закреплять знания детей по теме. |
51. | Тематический цикл «Мебель» Игра «Положи игрушку» | Обогащать активный словарный запас детей. Способствовать усвоению обобщающего понятия мебель. Учить правильно употреблять предлоги на и под; вслушиваться в двухступенчатые рифмованные инструкции воспитателя и правильно выполнять их |
52. | Игра «Где лежат игрушки?» Речевая подвижная игра «Играем со стульчиками» | Развивать навыки фразовой речи. Закреплять названия предметов мебели. Учить правильно употреблять предлог на; дифференцировать глаголы сидит — лежит — стоит: координировать речь с движениями; внимательно слушать и запоминать рифмованный текст |
53. | Игра «Куда положим вещи?» Чтение без наглядного сопровождения. | Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Учить правильно употреблять предлоги на, в, под. Побуждать детей к высказыванию |
54. | Тематический цикл «Растения» Игра «В лесу» | Способствовать усвоению существительного с обобщающим значением растения. Обогащать активный словарный запас детей. Учить понимать короткий рифмованный текст и заучивать его наизусть. |
55. | Игра «Что растет в лесу?» Речевая подвижная игра «В лес с ребятами идем». | Закреплять знания детей по теме. Развивать навыки связной речи. Учить детей запоминать и повторять рифмованный текст, опираясь на картинки; координировать речь с движениями; различать слова, близкие по звучанию. |
56. | Игра «Ковер из цветов» Игра «Принесла я вам цветок» Речевая подвижная игра «Вырастут у нас цветы» | Развивать навыки фразовой речи. Способствовать усвоению понятий один, два, много, ни одного. Знакомить со строением цветка. Учить детей вслушиваться в рифмованный текст и заучивать его наизусть; координировать речь с движениями. |
57. | Тематический цикл «Продукты питания» Игра «На продукты посмотри» | Обогащать активный словарный запас детей. Учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя, повторять текст и отвечать на вопросы. |
58. | Игра «Сколько баранок?» Игра «Съедобное — несъедобное. | Развивать навыки фразовой речи. Учить различать количество предметов, способствовать усвоению понятий один, два, много, ни одного. |
59. | Игра «Что купила Марина?» Чтение без наглядного сопровождения | Закреплять знания детей по теме. Учить внимательно вслушиваться в рифмованный текст воспитателя и повторять его, опираясь на предметные картинки. Развивать фонематическое восприятие. |
60. | Тематический цикл «Птицы» Игра «Птичий двор» | Развивать навыки связной речи. Обогащать активный словарный запас детей. Способствовать усвоению обобщающего понятия птицы. Познакомить с домашними птицами, их повадками, внешними признаками. |
61. | Игра «Играем с птицами» | Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и по возможности повторять текст совместно с ним; сопровождать игру речью. Воспитывать гуманное отношение к животному миру. |
62. | Игра «Цыплята пришли в гости» | Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Учить вслушиваться в рифмованный текст воспитателя и заучивать его наизусть; сопровождать игру речью. Воспитывать гуманное отношение к животному миру. |
63. | Тематический цикл «Дом и предметы быта» Игра «Что есть дома?» Игра «Я ходил и положил» | Развивать навыки фразовой речи. Знакомить с бытовыми предметами, их названиями и назначением. Обогащать словарный запас по теме. Учить внимательно слушать и запоминать речевой образец воспитателя; комментировать свои действия. |
64. | Игра «Кому что нужно?» Речевая подвижная игра «Я иду, иду, иду» | Развивать навыки фразовой речи. Закреплять названия предметов домашнего обихода. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя; координировать речь с движениями; внимательно вслушиваться в рифмованный текст, запоминать и повторять его. Развивать пространственное восприятие. |
65. | Игра «Спрячь картинку» Чтение без наглядного сопровождения. | Закреплять знания детей по теме. Учить правильно употреблять предлог за; запоминать и повторять короткие рифмовки. Уточнить назначение предметов домашнего обихода. |
66. | Тематический цикл «Предметы труда» Игра «Для чего нужен предмет?» Игра «На предметы посмотри». | Развивать навыки фразовой речи. Знакомить детей с предметами труда, их названиями и назначением. Обогащать активный словарный запас детей. Учить отвечать на вопросы; внимательно вслушиваться в рифмованные инструкции воспитателя, правильно их выполнять и рассказывать о проделанной работе. |
67. | Игра «Что будет делать кукла?» Игра «Где предметы?» | Развивать навыки фразовой речи. Закреплять знания детей по теме. Учить правильно употреблять глаголы в будущем времени. Ввести в пассивный словарь, а по возможности и в активный наречия высоко, низко, далеко, близко. Учить детей заучивать четверостишие наизусть; сопровождать игру речью. Развивать пространственное восприятие. |
68. | Игра «Погляди и найди» | Развивать навыки фразовой речи. Закреплять знания детей по теме. Учить вслушиваться в рифмованную инструкцию воспитателя, правильно выполнять ее и рассказывать о проделанной работе. |
69. | Тематический цикл «Профессии» Игра «Кто работает?» Игра «Спрячь картинку» | Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Дать детям представление о профессиях. Обогащать пассивный и активный словарный запас детей. Учить составлять предложения по картинкам; правильно употреблять предлог за. |
70. | Игра «Кому что нужно?» Игра «Где предметы?» | Развивать у детей навыки фразовой речи. Закреплять знания по теме. Учить правильно употреблять наречия высоко, низко, далеко, близко; существительные в дательном падеже; запоминать и повторять четверостишие с опорой на предметы. Развивать у детей пространственное восприятие. |
71. | Игра «Мы построили дом» | Познакомить детей с профессией строителя. Учить составлять домик из геометрических фигур. Ввести в пассивный словарь понятия квадрат, треугольник, прямоугольник. Учить повторять рифмованный текст. |
72. | Тематический цикл «Транспорт» Игра «Что делают машины?» Игра «Возьму и подниму» | Формировать навыки фразовой речи. Знакомить детей с различными видами транспорта. Обогащать активный словарный запас детей. Учить координировать речь с движениями; запоминать рифмованный текст. Развивать пространственное восприятие |
73. | Игра «К нам приехала машина» Игра «Сделаем машину | Учить детей запоминать и повторять рифмованный текст. Закреплять в пассивном словаре понятия квадрат, треугольник, прямоугольник, круг. Учить конструировать машину. |
74. | Игра «Прокатим зверюшек» Чтение без наглядного сопровождения. | Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Развивать пространственное восприятие. Учить сопровождать игру речью. |
75. | Тематический цикл «Весна» Игра «Вот пришла весна» Речевая подвижная игра «Пройди по лужам» | Знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обогащать активный словарный запас по теме. Учить вслушиваться в рифмованный текст и повторять его по частям вслед за педагогом; выполнять словесные рифмованные инструкции; координировать речь с движениями. Развивать речь детей в процессе речевой подвижной игры. |
76. | Игра «Что бывает весной?» Речевая подвижная игра «В гости к нам пришла весна» | Закреплять знания детей по теме. Развивать навыки связной речи. Учить координировать речь с движениями; запоминать четверостишие наизусть. |
77. | Игра «Кукла Маша идет гулять» Игра «Сколько лодочек в луже?» | Развивать навыки связной речи. Расширять знания детей о весне и ее признаках. Учить различать количество предметов, способствовать усвоению понятий один, два, много, ни одного. Учить детей сопровождать игру речью. |
78. | Тематический цикл «Насекомые» Игра «Кто машет крылышками?» | Ввести в пассивный словарь детей существительное с обобщающим значением насекомые. Обогащать активный словарный запас. Учить детей рассказывать про некоторых насекомых. |
79. | Игра «Я на дереве сижу» Игра «Бабочки и ворона» Речевая подвижная игра «Бабочка» | Закреплять знания детей по теме. Развивать навыки фразовой речи. Учить детей сопровождать игру речью. Развивать навыки связной речи. Учить детей запоминать и повторять рифмованный текст; координировать речь с движениями. Способствовать усвоению понятий один, много, ни одного. Воспитывать гуманное отношение к животному миру. |
80. | Тематический цикл «Лето» Игра «Лето к нам пришло». | Способствовать усвоению обобщающего понятия лето. Знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обогащать активный словарный запас по теме. |
81. | Игра «Летние забавы» | Формировать навыки фразовой речи. Закреплять знания детей по теме. Учить правильно употреблять глаголы в будущем времени. |
82. | Игра «Сколько цветочков?» Речевая подвижная игра «Я с цветочком ходил». | Развивать навыки фразовой речи. Учить различать количество предметов, способствовать усвоению понятий один, два, много, ни одного. Учить детей строить предложения с опорой на предметы; запоминать и повторять рифмованный текст; координировать речь с движениями |
- Организационно-педагогические условия реализации программы
- Материально-технические условия:
Столы детские – 6 шт. Стулья детские – 10 шт.
Стулья взрослые – 2 шт. Доска настенная 1 шт. Шкаф – стенка – 1 шт.
Комод – 1 шт.
CD-USB проигрыватель – 1 шт.
- Список литературы
№ п/п | Автор и название издания | Выходные данные |
1 | Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада (ознакомление с художественной литературой, развитие речи, обучение грамоте) | Т.Ц. «Учитель», Воронеж, 2008г |
2 | Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью в средней группе | ЦГЛ Москва,2004г |
3 | Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада | Т.Ц. «Учитель, Воронеж, 2007г. |
4 | Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада | Т.Ц. «Учитель, Воронеж, 2007г. |
5 | Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду | Москва «Просвещение», 1991г. |
6 | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада, | Т.Ц. «Учитель», Воронеж, 2007г. |
7 | Гербова В.В. Воспитание и обучение в средней группе детского сада (программа и методические рекомендации) | Москва, «Мозаика- Синтез», 2006г |
8 | Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников | Москва «ВАКО», 2007г. |
9 | Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир (программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет | Москва, «Мозаика-Синтез», 2006г |
10 | Дьяченко В.Ю.Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий | Волгоград «Учитель», 2007г. |
11 | Жукова Р.А. Развитие речи в средней группе (1,2 часть),– | Издательский дом «Корифей», Волгоград, 2005г. |
12 | Журавлева, Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром | М.: Мозаика-Синтез, 2006г. |
13 | Зацепина М.Б., Воспитание и обучение во 2 младшей группе детского сада (программа и методические рекомендации | Москва, «Мозаика- Синтез», 2006г |
14 | Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет» | Москва, «Мозаика-Синтез», 2007г. |
15 | Кислова Т.Р. По дороге к азбуке (методические рекомендации) | Изд. «Баласс», Москва, 2003г. |
16 | Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду | Москва: «ТЦ Сфера», 2006г. |
17 | Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки» | Москва, «ТЦ Сфера», 2007г. |
18 | Колесникова Е.В., Математика для дошкольников 5-6 лет. | М.: ТЦ Сфера, 2001г. |
19 | Кононова И.В., Сценарии пожарной безопасности для дошкольников. | М.: Айрис –Пресс, 2008г. |
20 | Конвенция о правах ребенка | Москва, Юрайт, 2007г |
21 | Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста | Волгоград: «Учитель», 2001г. |
22 | Перова Г.М. «Работа с книгой в детском саду» | Тамбов, 2007г |
23 | Программа воспитания и обучения в детском саду. | /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – Издательский дом Воспитание дошкольника, Москва, 2004г |
24 | Смирнова Т.В. «Ребенок познает мир» | Волгоград, 2008г |
25 | Самородова А.П., Теплякова Л.В. Игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста | Тамбов, 2006г. |
«ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ» | ||
26 | Блинкова Т.М. Логопедическая группа. Развитие речи детей 2-3 лет, планирование, конспекты занятий | Волгоград, Учитель, 2011 |
27 | Печега А.В Развивающие игры для дошкольников 2-7 лет. | Изд. «Вако», 2008г. |
28 | Полтавцева Н В., Гордова Н.А.– Физическая культура в дошкольном детстве (пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 2-3 лет). | Москва: Просвещение, 2008 г. |
МЕТОДИЧЕКИЕ ПОСОБИЯ | ||
111 | Аверина И.Е., Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. | Айрис-Пресс, 2005г. |
112 | Глебова С.В Детский сад – семья | Воронеж, 2007г. |
113 | Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду (программа и методические рекомендации) | «Мозаика-Синтез», Москва, 2006г |
114 | Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Голубева Л.Г. Защита прав и достоинств маленького ребенка, | М.: Изд. «Просвещение», 2003г. |
115 | Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России | ООО «Издательство Скрипторий», 2007г. |
116 | Литературное образование дошкольников. Методические рекомендации из опыта работы педагогического коллектива ДОУ №15 Г. Тамбова | Тамбов: ТОНПКРО, 2004г. |
117 | Полтавцева Н В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве (пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет). | Москва: Просвещение, 2005г. |
118 | Подольская Е.И.–Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет. | Волгоград: Учитель, 2008г. |
119 | Самородова А.П., Теплякова Л.В. Игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста | Тамбов: ТОНПКРО, 2006г.
|
120 | Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы методической службы по повышению профессиональной компетентности специалистов).
|
Тамбов: ТОИПКРО, 2004г. |
121 | Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду для детей 3-5 лет | «Мозаика-Синтез», Москва, 2007г. |
122 | Шалаева Г.П. Школа для дошколят (большая книга правил поведения). | М.: Эксмо, 2007г. |